• ГЛАВНАЯ
  • ВИДЕО
  • СТАТЬИ
  • ГАЛЕРЕЯ
  • КОНКУРС
  • Проект о деловых людях, которые построили свой бизнес, используя инновационные подходы, собственную энергию и нестандартное мышление.
    Присоединяйтесь к проекту и станьте новой легендой бизнеса.

    Характер успеха

    "Бизнес, который не производит ничего кроме денег — бедный бизнес".

    Генри Форд.

     

    Ежегодно публикуются десятки списков самых богатых и предприимчивых людей планеты. Любителей уединения и публичности, филантропов и игроков, эксцентриков и консерваторов, когда-либо входивших в эти списки, объединяет одна общая черта - безоговорочная личная успешность. Но что приводит к ней таких непохожих друг на друга людей? Существует ли нечто, двигающее будущих миллионеров навстречу успеху? В этом постарался разобраться корреспондент РБК.

    Психологи утверждают, что универсальные качества, отличающие успешного предпринимателя, действительно существуют. Заведующий отделом научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов считает, что “большинство успешных людей - это люди, склонные к лидерству, стремящиеся к реализации своих амбициозных планов”, причем нестандартным способом.

    “Успешные люди, как правило, уделяют большое внимание некоторым неочевидным на первый взгляд ходам. В доказательство приведу пример Арманда Хаммера (нью-йоркский миллионер начала XX века. - Примеч. РБК). Когда он приезжал в советскую Москву на встречу с правительством, он услышал, что у нас тут собираются бороться с неграмотностью. Тогда Арманд, не откладывая, подписал концессию на ввоз карандашей и авторучек. Практически каждый выдающийся бизнесмен, лидер, всегда умел просчитывать наперед неочевидные ходы. Именно это качество приносит в будущем успех”, - отмечает С.Ениколопов.

    В свою очередь практикующий врач и эксперт по психологии влияния Олег Белый отмечает еще одну черту, присущую всем бизнесменам. “Успешные люди очень разные. Единственное, что их объединяет – это умение ставить цели и умение этих целей достигать. При этом бизнесмены лишены умозрительных ограничений, заслоняющих от них цель. Вся богатая фантазия состоявшихся предпринимателей направлена на то, чтобы обойти именно фактические ограничения. Как правило, бизнесмен - это сообразительный нарушитель установленных правил”, - считает он.

    Чем руководствуются люди, прокладывающие дорогу к блестящему положению в обществе и финансовому преуспеванию? О.Белый полагает, что универсального мотива не существует. “Есть люди, которые занимаются бизнесом из спортивного интереса: их интересует только победа, желание занять первое место в своей нише, обойти соперника. Есть другие бизнесмены, которые просто занимаются своим делом. У них это хорошо получается и их деятельность находит отклик у общества. Общество голосует за их работу  кошельком. Кто-то занимается бизнесом, чтобы обеспечивать родных и близких, а кто-то - чтобы потом более широко заниматься благотворительностью”, - утверждает он.

    Специалист уточняет, что управляющие людьми мотивации могут со временем изменяться. “Если раньше Билл Гейтс трудился, чтобы стать владельцем самой влиятельной компании в своей сфере, то сейчас он - самый крупный благотворитель, возможно, во всей истории человечества, и благотворительная деятельность подстегивает его зарабатывать больше, чтобы больше отдавать”, - говорит О.Белый.

    Принято считать, что неожиданно пришедший успех может круто изменить личность человека. Однако С.Ениколопов уверен, что все поведенческие ориентиры закладываются куда раньше, чем человек принимается за собственное дело. “Что меняется после достижения успеха? Ничего не меняется. С чем человек  пришел в бизнес, как и в какой семье он был воспитан, то и останется с ним на всю жизнь. Успех может только усилить уже заложенные в человеке склонности”, - рассуждает эксперт РАМН.

    При этом специалисты сходятся во мнении, что существуют различия в психологических портретах бизнесменов, представляющих разные ниши рынка. Так, сырьевикам-инвесторам (Леонид Михельсон, Вагит Алекперов, Алексей Миллер, Владимир Лисин, Олег Дерипаска) в большей степени присущ консерватизм, а игрокам потребительского рынка (Олег Тиньков, Евгений Чичваркин, Сергей Галицкий) и высокотехнологичного сектора (Павел Дуров, Аркадий Волож, Дмитрий Гришин) - креативность.

    Психолог О.Белый видит принципиальную разницу между вышеуказанными типами российских бизнесменов в том, что “первые занимаются распределением существующих продуктов, ресурсов и материальных благ, а вторые и третьи - собственно производством продуктов и разработкой уникальных идей.

    “Для людей, которые изначально встали у руля распределения ресурсов, а не производства товаров и услуг, важно ничего не менять, а оставить все как есть. Это консерваторы, но консерваторы боевые, которые готовы отстаивать свои интересы любыми средствами. Они консерваторы не в политическом плане, а в общечеловеческом, но при этом они выдающиеся администраторы”, - объясняет специалист по психологии влияния.

    Что касается второй условной группы, то ее представителям присуща готовность генерировать креативные идеи, отмечает С.Ениколопов. “Другая волна - это люди, работавшие в западных компаниях, готовые привносить свои идеи. Это у них не всегда получается, они сталкиваются с большим количеством трудностей”, - говорит эксперт.

    “Люди, которые занимаются производством услуг и товаров - баламуты в хорошем смысле этого слова. Им важен постоянный поиск чего-то нового, им важно обойти, обыграть. В противном случае они будут неконкурентны. И если у Тинькова не получится что-то с банком, он придумает еще что-нибудь. А получится - он банк продаст и все равно еще что-нибудь придумает”, - рисует портрет игрока потребительского рынка О.Белый.

    Характер бизнесменов высокотехнологического сектора радикально не отличается от представителей потребительского рынка, говорят психологи. Однако они отмечают, что именно благодаря игрокам этой отрасли портрет российского бизнесмена приобретет западные, цивилизованные черты.

    “Благодаря этим последним мы все больше и больше приближаемся к цивилизованным подходам или психологическим настройкам, которые характерны для западных бизнесменов”, - заключает О.Белый. Ему вторит эксперт РАМН: “Те, что ближе к айтишникам, свой интеллектуальный багаж превращают в прибыльное дело. Они-то во многом как раз похожи на западных бизнесменов”.

    ВСЕ СТАТЬИ