• ГЛАВНАЯ
  • ВИДЕО
  • СТАТЬИ
  • ГАЛЕРЕЯ
  • КОНКУРС
  • Проект о деловых людях, которые построили свой бизнес, используя инновационные подходы, собственную энергию и нестандартное мышление.
    Присоединяйтесь к проекту и станьте новой легендой бизнеса.

    Рукописи не горят, не читаются и не продаются

    "Думать - самая трудная работа"

    Генри Форд

     

     
    "Стояло тяжелое пасмурное ноябрьское утро. Гаражный кооператив №4 на окраине города трясло от проходящих мимо поездов. Кирилл Маевский играл на варгане и курил, то и дело поджигая рубашку. Евгений Алехин, сильно волнуясь, качался на стуле. Они думали над бизнес-идеей". Именно так могла бы начаться история российских Гуттенбергов и Кекстонов, но этот рассказ о потомках народников, которые решили нести книгу в массы.

    "Вся вселенная лежит у меня на ладони"

    Идея открыть собственное издательство могла прийти в голову или человеку, совершенно не знакомому с ситуацией на книжном рынке, или безумно талантливому дельцу, или писателю, уверенному в себе и своих друзьях. Порой эти свойства гармонично уживаются. Так вышло и с издательством "Ил-music". Три года назад, устав от постоянных препирательств с "большими игроками", музыкант и писатель Е.Алехин предложил издать свою книгу "3-я штанина" К.Маевскому на базе его рекорд-лейбла, и завертелось: затем последовали "Расширенная версия Вселенной" Зорана Питича, "Настоящие рассказы Равшана" Равшана Саледдина, две книги Марата Басырова и снова произведения Е.Алехина и З.Питича. Теперь на очереди - перевод биографии Деборы Кертис о вокалисте группы Joy Division Иэне Кертисе. Чтобы получить права на последнюю книгу, "Ил-music" пришлось обрести юридическое лицо, адрес и постоянные типографии. Пример "Ил-music" не единичен. Российский книжный рынок столкнулся с дефицитом имен, и утолить голод могут только независимые игроки. Покупатели больше не готовы спускать деньги на макулатуру, предпочитая качать ее из интернета, и одаривают рублем только стоящие книги.

    Голые цифры

    В 2012г. 5884 российских издательства выпустили 116888 названий книг и брошюр общим тиражом 540,5 млн экземпляров (-5% по числу наименований, - 12% по тиражу в сравнении с 2011г.) За последние 5 лет общий тираж напечатанных книг упал на 30%, говорится в докладе Роспечати "Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития". Хуже всего дела обстоят в сегменте художественной (- 46% по тиражу), детской литературы (- 34%). Меньше всего пострадала учебная литература (всего – 1%). Переводная литература также пользуется меньшим спросом. В прошлом году издательства выпустили книги с 94 языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Почти половина ассортимента всех компаний (45%) приходится на переиздания.

    Причины падения спроса на книги довольно прозаичны: снижение материального благополучия россиян в свете кризиса, отсутствие громких проектов на книжном рынке, распространение электронных носителей, наконец, утрата интереса потребителей к литературе. "Что может быть более ненужным подросткам, чем книги? А мы хотим привить любовь к чтению", - делится размышлениями Е.Алехин.

    Битва Давида и Голиафа

    Современный издательский рынок представлен в большинстве мелкими и средними компаниями. Три четверти фирм выпускают меньше 12 книг в год, и лишь менее 1% издают более 500 наименований. В 2012г. лидером по тиражу стала "ОЛМА Медиа Групп" (с 2011г. она включает издательство "Просвещение"; более 63 млн экземпляров), серебро и бронза достались "большой двойке" - "Эксмо" и "АСТ". Большинство издательств «прописаны» в Москве и Петербурге (на их долю приходится 89% рынка по тиражам). Здесь же покупается больше половины печатных изданий. Отношения крупных издательских холдингов и мелких фирм сродни противостоянию Давида и Голиафа: крупные компании с легкостью перекупают популярных авторов, сделавших имя в издательствах попроще, но сами раскручивать таланты не готовы. В итоге уделом мелких фирм становятся эксперименты с начинающими авторами и узконаправленная литература. В то же время маленькие издательства чувствуют себя свободнее, а потому эффективнее выстраивают коммуникацию с покупателями в интернете.

    "Издательство - не очень выгодное дело, и если бы не было отзывчивой публики, мы бы сидели на книгах миллион лет", - отмечает Е.Алехин. Холдинги имеют собственные дистрибуторские подразделения. Мелкие фирмы в силу нехватки опыта и финансов не могут себе этого позволить, а потому отыскать книги регионалов в сетевых магазинах практически невозможно. Главной аудиторией "Ил music" являются слушатели группы "Макулатура", в которой играют Е.Алехин и К.Маевский. Книги они продают во время концертов. "Последний раз мы загрузили книги в машину вместе с инструментами и поехали в тур, удалось продать около 500 экземпляров, причем в одном только Екатеринбурге - 200 книг", - вспоминает К.Маевский. Порой размер издательства порой выходит компаниям боком. В годы кризиса компании, имеющие больше 50 сотрудников, вынуждены были сократить штат на 5-10%, порой даже до 40%, в то время как в мелких увольнений практически не было, отмечается в докладе Роспечати.

    Скрытая угроза

    Ситуация на книжном рынке все чаще напоминает сводки с фронтов: издатели выносят новые и новые атаки, а количество угроз год от года растет. Так, стремительно сужаются традиционные каналы сбыта: книжные магазины, не стерпев повышения арендных ставок, закрываются. Такая участь постигла культовые петербургские лавки "Дом военной книги" и "Книги и кофе", пермский "Пиотровский", а также едва не похоронила "Гилею" в Москве. Обычным магазинам остается проводить ребрендинг и работать в формате клубов или кофеен с книжными шкафами. Другой угрозой стало вступление России в ВТО, после чего на отечественном рынке появились иностранные игроки. Однако пока они не проявили живого интереса к захвату территорий. Не последнюю трудность для издательств представляют дорогая бумага, а также логистика: доставить книги в другой регион разорительно для мелких игроков.

    Большинство издательствотказались от планов по расширению контрагентов и аудитории и просто пытаются сохранить клиентскую базу, которую удалось заполучить. По этой причине тесные отношения дружественных издательств и магазинов имеют принципиальное значение. Повышение издержек производства обернулось ростом цен на книги: за 5 лет средняя отпускная цена выросла на 35%.

    Слабое звено

    Утописты уверены, что распространение электронных носителей позволит издательствам выжить. Однако статистика скорее говорит об обратном: лишь 3% продаж московских и петербургских издательств приходится на электронные книги. Гендиректор издательства "Эксмо" Олег Новиков прогнозирует, что через 3-4 года их доля в объеме продаж вырастет до 5%, отмечается в докладе Роспечати. По оценкам президента Ассоциации интернет-издателей Владимира Харитонова, объем легального рынка электронных книг в России в 2012г. составил порядка 250-260 млн руб. Эксперты отмечают, что на контрафактные книги приходится 80-90% скачиваний. Символично, что в США, которые не считаются страной книголюбов, рынок электронных книг в 2012г. составил 1,3 млрд долл. (и это без учета продаж в библиотеки, а также профессиональной и учебной литературы).

    Сайты все чаще вытесняют печатные издательства. Крупнейший держатель авторских прав на русскоязычные книги в Рунете "ЛитРес" активно расширяет аудиторию. Средняя цена книги на портале в прошлом году составила 87 руб. Коллективная библиотека Bookmate.ru выбрала другую схему работы: она предлагает за 2,5 евро в месяц читать все книги из запасников на цифровых носителях. Но и здесь прогресс не стоит на месте: интернет позволяет авторам полностью избавиться от такого "слабого звена", как издатели. Например, сайт Smashwords объединил более 50 тыс. авторов и издателей, которые могут контактировать напрямую с читателями без услуг контрагентов.

    "Темные века"

    Россияне и дальше могут тешить себя иллюзией, что остаются самой читающей нацией, однако анализ зарубежных рынков ясно свидетельствует: в других странах дела идут куда лучше, притом что книги там стоят на порядок дороже. Международные компании, ориентированные на электронные книги, пока не принимают Россию во внимание, их интерес обращен на Китай и Индию, которые смогут стать главными потребителями цифровых книг. Бумажные, скорее всего, станут атрибутом "просвещенной" европейской и американской публики, своеобразным символом благополучия и состоятельности.

    России, чтобы не допустить возвращения в "темные века", пора заняться спасением отечественного книжного рынка, и здесь издательствам как никогда нужна поддержка властей. Роспечать выдвинула ряд инициатив, которые могут спасти издателей. Чиновники предлагают закрепить за книгами статус социально значимой продукции, а за магазинами - статус объектов культуры, что позволит уберечь лавки от закрытия. Ведомство предлагает установить ставку НДС в 0% на весь цикл производства и распространения книжной продукции. В противном случае цены на книги в нашей стране сравняются с европейскими, и тогда книжный рынок ждет коллапс.

    Эпилог

    "Над улицей нависло марево июльской среды, мы сидели на веранде бара. Маевский строил новые амбициозные планы.- Вообще я думал открыть магазин, под другим названием, но теперь решил делать его под брендом "Ил-music". Но продаваться здесь будут и книги других издательств: "Контркультуры", которых теперь нигде не отыщешь, Ad Marginem, "Лимбус Пресс". Вот приеду домой в Казань и открою.- Да, только покупать никто не будет, - отрезвил нас Алехин. Он играл на воображаемом варгане, а Маевский покачивался на стуле. Ресторан трясло от проходящих мимо трамваев".

     

    ВСЕ СТАТЬИ