• ГЛАВНАЯ
  • ВИДЕО
  • СТАТЬИ
  • ГАЛЕРЕЯ
  • КОНКУРС
  • Проект о деловых людях, которые построили свой бизнес, используя инновационные подходы, собственную энергию и нестандартное мышление.
    Присоединяйтесь к проекту и станьте новой легендой бизнеса.

    Digital-кинематограф

    "Когда вам кажется, что весь мир ополчился против вас, помните, что аэроплан летит против ветра, а не по ветру".

    Генри Форд

     

    Технологическая революция и щепотка фантазии могут похоронить киноиндустрию в ее нынешнем виде. Осенью 2012г. белорусская блогосфера взорвалась: впервые за многие десятилетия вышел фильм, повествующий не о штурмбанфюрерах СС, пропахших соснами полесских партизанах или красноармейцах в ушанках - в Сети появился первый отечественный шпионский боевик «Снимать на поражение». Картину сделали не на «Беларусьфильме», бюджет составил смешные 2,6 тыс. долл., но в ленту уместилось все: погони и стрельба, лирическая линия и Кино с большой буквы. Поклонники требовали продолжения, критики окрестили 22-летнего режиссера Кирилла Нонга белорусским Тарантино, а эпигоны бросились снимать свои саги об агентах 007. К.Нонг сделал фильм, который никогда не победит на кинофестивалях, не выйдет в широкий прокат или на DVD: картина была снята для интернета, и режиссер этого не скрывал.Но, сам того не зная, он предвосхитил появление нового течения в кино (не зря же Белоруссия находится в сердце Европы). «Снимать на поражение» стал недоношенным ребенком, опередившим природу. Как и любой недоношенный младенец, он оказался умнее, выносливее и талантливее своих ровесников по яслям, имя которым - постсоветское кино.

    «Выжженное поле»

    После распада СССР киноиндустрия дала трещину: прокатные каналы оказались разорваны, кинотеатры под натиском ларьков с кассетами и быстрых на руку рейдеров стали закрываться, а киностудии, оставшись без поддержки государства, пребывали в анабиозе. Потуги телевидения кинематограф не спасли, напротив, сделали его мальчиком на побегушках, исправно выдающим на гора премьеры по случаю памятных дат или актуальному политическому поводу. В 2000-е гг. ситуация усугубилась: режиссеры по привычке продолжали жаловаться на недостаток финансирования, категорически отказываясь снимать без денег. В итоге современное российское кино - это либо кавээнщина с третьесортными шутками, либо концептуальные игры в артхаус, заточенный под получение западных кинопремий. Однако развитие высоких технологий и повышение уровня благосостояния позволили стать режиссером любому. Сегодня плох тот студент, который не мечтает снять свой «Бойцовский клуб».

    Нынешняя ситуация сродни той, что сложилась в США в эпоху заката классического Голливуда в конце 1970-х гг., но теперь на смену 16-миллиметровой кинопленке пришли iPhone и цифровая камера. В 1990-е гг. успешные примеры Даррена Аронофски с «Пи», Эдварда Бернса и его «Братьев МакМаллен», «Ведьмы из Блэр» скорее считались примером героизма. Сегодня же фильм, снятый на ограниченный бюджет собственными силами без привлечения кинокорпораций, становится отличительным признаком индустрии. Все больше людей получают техническую возможность снимать качественное кино, ориентированное на зрителя.

    Большое кино о «маленьком» человеке В октябре 2012г. состоялась премьера остросюжетной драмы Арсения Гончукова «1210», рассказывающая трагическую историю «маленького» человека. Картина стала прецедентом: фильм сняли на деньги, полученные от краудфандинга, бюджет составил всего 600 тыс. руб. Краудфандинг – частный случай краудсорсинга, когда люди добровольно оказывают финансовую поддержку какому-либо проекту или организации. Эхо Kickstarter’а докатилось до России, воплотившись в проекте Вoomstarter и других порталах. «1210» отправилась «в тур» по России и Украине. Однако режиссер, отказавшись от господдержки и продюсеров, сделал только полшага: проигнорировав один элемент классической системы киноиндустрии, он не смог отказаться от остальных составляющих - фильм представили в прокате, его можно заказать на DVD. Но если ты нарушаешь один закон системы, будь готов идти до конца.

    Для того чтобы оказаться за гранью крайностей, понадобилось появление творческой команды из Петербурга. Режиссер Константин Шелепов и продюсер Николай Бункин синтезировали идеи, которые витали в воздухе, чтобы воплотить их в фильме «Цензор». Эта картина и стала первой ласточкой digital-кинематографа. Фильм «Цензор» - первый зрелищный экшен-фильм, предназначенный для массового зрителя и для проката только в Сети. Это направление авторы интуитивно назвали digital-кинематографом. «Цензор», как и «1210», производится по модели краудсорсинга: любой желающий может внести посильный вклад в съемки фильма. На данный момент проекту удалось собрать 500 тыс. руб.

    «Все началось осенью 2012г. У нашего режиссера Кости Шелепова это был первый полный метр. И первый опыт съемок мы начали с того, что нравится мальчикам - со «стрелялок», - вспоминает художник фильма Анна Траннуа. Сами авторы отмечают, что у них нет ни возможности, ни желания действовать по канонам современной киноиндустрии: врываться на прокатный рынок - бессмысленно, снимать по избитым канонам - глупо, финансироваться по серым российским схемам - стыдно. Хорошо подумав, они задались вопросом: а так ли нужны традиционные схемы или полнометражный зрелищный фильм, ориентированный на современного зрителя, можно снять и в нарушение законов жанра? Современные технологии позволяют добиться идеальной картинки, электронная коммерция дает возможность продать фильм в обход дистрибуторов и прокатчиков напрямую через интернет. «Чтобы доснять кино в свободной форме, мы не обращались к спонсорам. Но мы пытаемся задействовать все возможности пиара для привлечения внимания зрителей», - отмечает А.Траннуа.

    Digital-кинематограф отличается от традиционной модели киноиндустрии. Он предназначен только для проката в интернете, при съемках используется лишь цифровое оборудование. Съемки фильмов ведутся при минимальном бюджете, что вынуждает авторов развивать фантазию и искать неординарные творческие ходы. Digital-режиссеры отказываются от традиционных канонов и способов кинопроизводства, создавая свой багаж технологий и приемов. Они не заигрывают со звездами большого кино и не привлекают их к съемкам. Стремление заинтересовать и заинтриговать зрителей заставляет авторов тщательно работать над идеей и отказываться от набивших оскомину штампов. «Серьезный резонанс интернет-публики вдохновляет и дает надежду, что мы на правильном пути к свободному кинематографу. Мы придумывали всей командой бонусы и поощрения за инвестирование, творческие встречи, участие в съемках, вручение призов. Очень многое держится на дружеской поддержке. Мы не можем дать вам денег, но мы можем дать внимание и соучастие. Нам интересно мнение зрителя, нам хочется, чтобы ему было интересно», - подчеркивает А.Траннуа.

    По мнению критиков, в России система краудфандинга не работает - не сложилась культура взаимопомощи и взаимовыручки. Однако последние примеры опровергают этот тезис. Конечно, российские режиссеры не могут похвастаться европейскими бюджетами, но это дело наживное.

    «И на конфорке мастерства прокипятите раз, и два»

    Кассовые голливудские картины с раздутыми бюджетами и приглашенными звездами взрастили в зрителях стереотип, что кино - занятие дорогое, если не разорительное. Но фильм рождается не тогда, когда есть деньги, а когда есть потребность снять его. И тут стоит вспомнить заветы Джеймса Кэмерона: «Если вы будете ждать правильного момента, чтобы завести ребенка, вы умрете бездетным. С кино то же самое». Рецепт успешной и независимой картины довольно прост: одолжите оборудование у друзей, пригласите знакомых, выберете доступное и знакомое пространство, но главное - придумайте увлекательную и убедительную историю. Это самая сложная, но и самая дешевая часть процесса.

     

     

    ВСЕ СТАТЬИ